Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать правила форума. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.

Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Симонян Рипсиме Левоновна (1916—1998)

Армянский скульптор, профессор. Народный художник Армянской ССР.
Родилась в 1916 году в городе Карс (Российская империя, ныне — Турция).
В 1918 году вместе с семьей переехала в Тбилиси, где окончила школу и строительный техникум.
В 1938 году поступила в Тбилисскую Академию художеств, на керамическое отделение скульптурного факультета (её учителями были скульпторы-керамисты Я. Николадзе и Б. Шебуев).
В 1943 году семья Симонян поселилась в Ереване, где Рипсиме практически сразу устроила персональную выставку керамических работ, после которой её приняли в члены Союза художников.
В 1945 году, защитив диплом, получила звание скульптора–керамиста и создала в Союзе художников секцию прикладного искусства.
В 1946—1947 годах организовала первую поездку по районам Армении, чтобы ближе познакомиться с творчеством народных мастеров. Вскоре после этой поездки она начала выступать на съездах художников, конференциях и в печати с докладами об армянском декоративном искусстве и народном творчестве.
В 1947 году в Ереване начал работать фарфоровый завод, первым художником которого становится Р. Симонян. В 1948—1949 годах она занимала должность главного художника и скульптора завода.
В 1956 году организовала при скульптурном факультете Ереванского театрального института керамическое отделение. В 1965 году стала доцентом скульптурного факультета этого института.
1950–е годы прошли у Рипсиме Симонян под знаком увлечения фаянсом и фарфором.
Ею создан целый ряд камерных портретных скульптур (1948—1956): композитора А. И. Хачатуряна, профессора К. С. Сараджева, поэтов А. Исаакяна и О. Туманяна, писателей С. Зоряна и Х. Абовяна, румынской оперной певицы Зинаиды Пали в ролях Кармен и Амнерис, профессоров Р. Л. Пароняна, С. М. Смиренского, а также статуэтки по фольклорным мотивам: «Цовинар», «Назели», серия «Народные танцы Армении».
Наиболее известные произведения Симонян, выполненные в фарфоре и фаянсе: блюдо «Армянская миниатюра» (1945); «Портрет отца» (фаянс, 1947); «Зангезурка» («Танцующая девушка в зеленом платье»); серия скульптур «Женщина в труде» (1949—1956); портрет В. И. Ленина (фаянс, 1950); «У прялки» (1952); настенное блюдо «Армянский орнамент» (1953); декоративный сосуд «Птица-Феникс» (1954); серия на тему армянских народных танцев — «Узундара», «Келе-Келе», «Назели»; «Печет лаваш» (1956), декоративная ваза «Седа у рояля» (1956); «Девушка с кувшином» (1958), настольная скульптура «У арфы» (1960).
Работы Р. Л. Симонян хранятся в Государственной картинной галерее Армении (Ереван), Литературном музее Армении (Ереван), доме–музее А. Исаакяна (Ереван), доме–музее С. Зоряна (Кировакан), мемориальном музее К. С. Сараджева (Ереван), Армянском драматическом театре в Тбилиси, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» (Москва), Театре Советской Армии (Москва) и других местах.
Награждена Орденом Дружбы народов (22.8.1986).
В 2000 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Симонян.

Муж — Рубен Паронян, хирург.
Сын — заслуженный архитектор Армении Арцвин Григорян

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

“Жаркое солнце заливает Ереван. Тени стали короткими, а камни ослепительно блестят, переливаясь радужными оттенками. Но в мастерской, куда мы вошли, прохладно, успокаивающий рассеянный свет. В окна видны массивы горного отрога, они одеты мягкой, слегка желтоватой зеленью. Слева, словно соперничая с ними, вздымается кристаллическая глыба Матенадарана – удивительного здания, в котором хранятся сокровища армянского искусства – драгоценные миниатюры. На улице и в мастерской тихо….
…Входим – и сразу же покоряемся удивительному, живущему здесь миру предметов. Их много, они, как это бывает только в мастерских художников, расставлены по полкам, расположены на полу, где им явно тесно. В одном углу хрупкая ваза выглядывает осторожно из-за массивного и уверенного в себе сосуда, в другом прямо с полу вырастают глиняные, переливающиеся тонкими красками росписи статуи. Это изображения молодых женщин, то будто идущих навстречу входящему, то неподвижных, словно погруженных в задумчивость…
…На других полках, на стеллажах весело толпятся разнообразные сосуды: одни высоки и стройны, раскрашены в яркие и зовущие цвета, другие скромны и застенчивы. И, если присмотреться, то и среди этих кувшинов, ваз и мисок вдруг бросится в глаза сосуд со странно сужающимися очертаниями; его верх превращается в голову женщины – и опять нами сосуд-статуя.
На стенах, ослепляя силой и яркостью красок, невольно заставляющих вспомнить оранжево-желтые, золотистые, иссиня-черные скалы Армении, развешаны десятки майоликовых плиток, на которых искусной рукой художника нанесены изображения женских ликов. Огромные, широко раскрытые глаза смотрят на зрителя то с испугом, то доверчиво, то задумчиво…
…Здесь, в мастерской Рипсимэ Симонян, начинаешь понимать, что перед нами – художник бесконечно народный, тысячами нитей связанный с Арменией, с её солнцем, с её землёй, где так мало зелени и так много камня, зато камень этот напоен жаром и светом, пронизан жизнью многих тысячелетий…”

Из статьи в журнале «Декоративное искусство СССР» о творчестве Рипсимэ Симонян.
Автор: Василенко, Виктор Михайлович (13(26).2.1905-28.10.1991) – советский историк искусства, поэт. Доктор искусствоведения (1971), профессор (1974)

Фото: Рипсиме Симонян. Каталог выставки (сост. А. Тоникян), Ереван, 1966 г.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

Материал с выставки “СССР – наша Родина” 1973 г. в Центральном выставочном зале (Манеж) в Москве. Материалы из коллекции “Фототека НИИХП”

Два декоративных сосуда «Девушки». Керамика, роспись.

Две декоративных скульптуры «Армянки». Керамика, роспись.

Скульптурная композиция «Гончар». Керамика.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

Скульптура-сосуд “Сальби”. 1968 г. Шамот. Высота 80 см. 
Сосуд выполнен в виде женской фигуры, держащей в руках кружки. Тулово состоит из двух частей, горло в виде головы женщины, отверстие сверху является сливом. Руки фигуры в виде больших округлых ручек кувшина. Декорирован рельефной лепкой и процарапанным узором по сырой глине.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

Композиция “Материнство”. 1988 г. Шамот, глазури (восстановительные, лепка, роспись)
Размеры: 69 х 46 х 20 см.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

Армянский танец “Назели” (Зангезурка). 1954г.

Фаянс, роспись надглазурная полихромная, позолота

Размеры: высота 28 см., длина 12,2 см. ширина 11,6 см.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

Тарелка «Аревик», из серии «Армянские девушки». 1957 г.
Фаянс, роспись подглазурная кобальтом.
Диаметр – 18,5 см.
Мелкая, декоративная, белая. На зеркале изображено женское лицо. На марли крупные горошины между двумя белыми полосами. Борт расписан крупными и мелкими фестонами.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

Скульптурный портрет  “Сараджев Константин Соломонович”

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

“Арменуи” 1968г.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

Девушка из Вана. 1969г.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 5 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraBriti

Декоративная скульптура «Девушка Агуник». 1980 г. Шамот, лепка, глазурь
Размеры: 81 х 19 х 16 см.

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 6 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyRubanNataraniDoraNikBriti

Скульптура “Девушка с виноградом”, скульптор Симонян Р.Л., 1950-е гг

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 3 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyNataraniNik

Cкульптура “У прялки”

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 3 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyNataraniNik

Скульптура “Колхозница с овечкой”, керамика, 1950-е гг

Magnacharta, Tatyana Petrovna и 3 отреагировали на эту запись.
MagnachartaTatyana PetrovnaMadam ButterflyNataraniNik

Присоединяйтесь к нам

Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать правила форума. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.